Психологические установки

Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом.

Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.
  • освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

  • выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;
  • затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

В зависимости от направленности выделяют три типа установок:

1. операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы (как делаю), цель (что делаю) и смысл (зачем делаю).

Операциональные установки проявляются в ходе решения задач, когда человек воспринимает условия новой задачи как аналогичные, уже имеющиеся в его прошлом опыте. И в соответствии с этим он использует готовый, известный ему способ решения.


2. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие, то есть стремление к цели, по какой-то причине прерывается, то целевые психологические установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижения намеченной цели во что бы то ни стало. Процесс целеполагания очень сложен, поэтому человек прибегает к нему редко, предпочитая многократно реализовывать одни и те же цели.

Особый интерес представляют смысловые установки, или менталитет, которые ориентируют человека на те или иные ценности. Человек рождается и растет в конкретном обществе. Каждое общество имеет свою идеологию поведения, систему правил, свои взгляды, образцы "хорошего" и "плохого". В процессе воспитания человек усваивает все эти социальные эталоны, которые преобразуются в его личное поведение и взгляды, то есть психологические установки. Можно сказать так: эталоны и правила - социальное явление, а личные установки человека - их психологическая копия.

3. Смысловая установка содержит несколько компонентов:

  • информационный - взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится;
  • эмоционально-оценочный - симпатии и антипатии по отношению к тому, что для человека значимо;
  • поведенческий - готовность действовать соответствующим образом по отношению к тому, что имеет для человека личностный смысл.

С помощью смысловых психологических установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, обеспечивает себе психологическую защиту при встрече с "чужим", то есть самоутверждается. В процессе многократного функционирования смысловые установки превращаются в черты личности, поэтому изменить их только убеждением невозможно. Не меняются они и под влиянием чужих слов, даже если их произносят очень авторитетные люди.

Если общество стабильно, то приобретенные психологические установки позволяют большинству людей существовать в нем весьма комфортно. Это большинство является типовым представителем данной социальной среды, его нормальной частью населения. Но общество имеет тенденцию к изменению своих идеалов. И это тоже естественно.

Современная ситуация обучения и переобучения взрослых затрагивает все перечисленные выше психологические установки, а следовательно, вполне вероятно проявление психологического сопротивления, как осознанного, так и неосознанного.

Как быстро происходит у человека формирование психологической установки? Ответить однозначно на этот вопрос - невозможно. Многое зависит от характера самой установки, имеют значение психофизиологические особенности человека, определяющие динамические характеристики мыслительных процессов, уровень образования человека, его способность к оценке себя и собственных способов деятельности.

К счастью, операциональные установки изменяются в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, разъяснений и т.п. Взрослого человека можно обучить новыми способами, но при условии, что инструктор владеет соответствующими педагогическими технологиями. И на этом этапе можно избежать столкновения с психологическими преградами.

Можно ли изменить психологические установки взрослого человека? Да, можно, но они подвластны лишь самой деятельности человека и не меняются под влиянием чужих слов. Использование психологического тестирования и психотехник в процессе обучения помогает человеку осознать границы полезности приобретенных установок и подготовиться к принятию новых. И не более. А потом на "сцене" появляется деятельность самого человека, которая может быть и просто игрой, но в которой человек реально почувствует, что новые взгляды расширили его горизонт, новые способы позволяют быстро решать проблемы, а новые смыслы порождают желание жить и работать.

Additional information