Упражнения для тренировки внимания

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты и явления окружающей действительности.

Внимание можно представить как "прожектор психики", благодаря которому в определенный момент сознательной деятельности человека освещаются и выходят на первый план различные формы отражения. Внимание относится не только к восприятию, но и к мышлению (человек задумался), памяти (припоминание), эмоциям и чувствам (переживание). Физиологической основой внимания является появление очага оптимального возбуждения в коре головного мозга при одновременном более или менее значительном торможении других участков по механизму отрицательной индукции.

Если у человека недостаточно развиты необходимые качества внимания, то он не способен переработать большое количество информации. ( Упражнения для тренировки внимания ).

Различают следующие качества внимания: активность, направленность, широта, переключение, интенсивность, устойчивость.

Активность внимания: различают непроизвольное и произвольное внимание.

  • Непроизвольное (пассивное) внимание. Обусловливается появлением новых раздражителей или изменением их свойств и происходит без сознательного намерения человека. В его основе лежит ориентировочный рефлекс, создающий условия для адекватной реакции на раздражитель.
  • Произвольное внимание. Сознательно направляется на объект в соответствии с решаемой задачей. Произвольное внимание всегда имеет определенную цель.
    Психологической особенностью произвольного внимания является то, что поддержание его на высоком уровне требует значительных волевых усилий, нервно-психического напряжения. Длительное поддержание произвольного внимания сопровождается утомлением. Переход произвольного внимания во вторичнопроизвольное или послепроизвольное облегчает процесс усвоения знаний, обучения, предупреждает развитие утомления.

Направленность внимания. Различают внешнюю и внутреннюю направленность внимания. Внешненаправленное внимание обеспечивает восприятие объектов внешнего мира. Внутренненаправленное внимание предполагает обдумывание, вспоминание.

Широта внимания. Широта внимания включает в себя объем и распределение. Объем внимания - это число объектов, которое может одновременно воспринято и осознано. В среднем объем внимания составляет 4-6 объектов. По мере приобретения профессионализма объем внимания увеличивается за счет обобщенного восприятия, объединения нескольких простых объектов в один более сложный.

Распределения внимания. Это способность одновременно выполнять несколько рабочих процессов. Способность распределять внимание зависит от индивидуальных особенностей личности. Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные операции деятельности, не вызывающие вследствие уже выработанных прочных систем временных связей особых затруднений, могут осуществляться за счет работы участков коры, не находящихся в очаге оптимального возбуждения.

Переключение внимания. Перенос внимания с одного объекта на другой. Физиологическим механизмом является подвижность нервных процессов. Задержки переключения связаны с инертностью нервных процессов, с появлением застойных очагов возбуждения в коре головного мозга. Это зависит от индивидуальных свойств нервной системы и от временных факторов (утомление, гипоксия). Недостаточная подвижность нервных процессов приводит к медленному переходу, тогда говорят о малоподвижном, инертном внимании. При крайних степенях низкой переключаемости употребляют термин - "липкое внимание".

Интенсивность внимания. Степень сосредоточения его на определенных объектах. Высокая интенсивность внимания позволяет воспринимать объект отчетливо и полно. Интенсивность внимания требует значительных волевых усилий. Чем интенсивнее внимание, тем меньше его объем.

Устойчивость внимания. Длительность удерживания его на определенных объектах при решении одной общей задачи. Интенсивным внимание может поддерживаться в среднем 40-60 минут. Через каждые 1-1,5 часа необходимо устраивать перерыв, после чего устойчивость внимания восстанавливается.

Пути формирования внимания. В.Л Леви рекомендует следующие упражнения для тренировки внимания:

Непрерывное созерцание - находясь в удобном расслабленном положении пристально разглядывать какой-нибудь не слишком сложный предмет в течение 3-5 минут, стремясь, не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывать предмет снова и снова, стремясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете. ( Упражнения для тренировки внимания ).

Мысленное созерцание - непрерывно или ритмически созерцать любой предмет в течение 3-5 минут. Затем при закрытых глазах постараться вызвать в памяти мысленно зрительный образ предмета во всех его деталях (3-5 минут). После этого открыть глаза и сличить "оригинал" с "копией". Повторить так несколько раз. Цель упражнения - добиться отчетливого внутреннего "видения". Это упражнение заимствовано у Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам. ( Упражнения для тренировки внимания ).

Научиться концентрировать свое внимание, значит научиться активно воздействовать на свое психическое состояние. После того как тренирующийся сможет в течение 4-5 минут концентрировать свое внимание на воображаемых простых предметах (собственного пальца, кончика носа), следует переходить к созданию более сложных чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.). Чувственный образ - это активный способ воздействия на психическое состояние. ( Упражнения для тренировки внимания ).

Одним из основных методов тренировки внимания являются активное участие в спортивных играх (баскетбол, волейбол) и постоянный самоконтроль. ( Упражнения для тренировки внимания ).

Сознание человека не ограничивается только отражением действительности. Эти отражаемые воздействия оставляют своеобразные следы, основанные на явлениях памяти.
Тренировка памяти

Additional information