К. Томас - Стили поведения в конфликте

Конфликт - хорошо или плохо? Любой конфликт достоин внимания, но это не значит, что он достоин развития.


В житейской психологии бытует отрицательное отношение к конфликтам. Естественно, ведь они несут потери психического равновесия. Однако конфликт может быть и полезен для деятельности, так как он дает толчок для того, чтобы увидеть совсем другой подход к проблеме. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Конфликт ("conflictus" лат. - столкновение) - вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия на фоне острых эмоциональных состояний.

Основные причины конфликта:

  • ограниченность ресурсов, которые нужно делить,
  • взаимозависимость заданий,
  • различия в целях,
  • различия в представлениях и ценностях,
  • различия в манере поведения,
  • различия в уровне образования,
  • плохие коммуникации.

4 вида конфликтов:

  • внутриличностный (сталкиваются 2 равные по силе потребности у одного человека. Павлов называл это "сшибкой". Это самый неприятный для психики конфликт, идет внутренняя борьба),
  • межличностный (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, интересы, ценности взаимоисключают друг друга),
  • межгрупповой (противоборство микрогрупп внутри одного коллектива),
  • личности и группы. ( Томас стили поведения в конфликте ).

По типам конфликты можно разделить на:

  • деловые;
  • эмоциональные.

Деловые конфликты возникают при конкретных противоречиях в решении задач. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Эмоциональные конфликты - это постоянные враждебные отношения без видимых причин, в их основе лежит несовместимость.


Если причина конфликта объективна, то попытки примирить стороны практически сведены к нулю и деловой конфликт быстро перерастает в эмоциональный. В дальнейшем, даже при отсутствии особых причин, он будет возникать. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Как же должен вести себя начальник при возникновении конфликта в его коллективе?

Способы решения конфликтов начальником:

  • а. изъятие предмета (берет решение на себя),
  • б. перенос в другую среду ("поговорим в неформальной обстановке"),
  • в. передача предмета (спросим у 3-го лица более опытного и компетентного),
  • г. договориться (поговорить с каждым отдельно и выработать решение на приемлемых условиях),
  • д. перед членами коллектива задача ставится таким образом, что, только взаимодействуя друг с другом, они смогут решить задачу. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Общую схему любого конфликта можно представить как ряд последующих стадий:

  • латентная или скрытая стадия, когда идет накопление недовольства;
  • инцидент, то есть непосредственно конфликт ( Томас стили поведения в конфликте ).
  • разрешение конфликта.


К. Томас стили поведения в конфликте:

  • Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.
  • Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Соответственно перечисленным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте:

  • Соревнование (соперничество) - неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. ( Томас стили поведения в конфликте ).
  • Приспособление - пренебрежение собственными интересами ради других.
  • Компромисс - соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.
  • Избегание - уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами.
  • Сотрудничество - альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон. ( Томас стили поведения в конфликте ).

Согласно К. Томасу:

  • в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;
  • в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс ( Томас стили поведения в конфликте ).
  • только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Стиль поведения в конфликте определяется мерой, в которой мы удовлетворяем собственные интересы и интересы другой стороны.

Любой конфликт имеет решение!!!

Additional information